Найманова Альбина Дашицыреновна
Доклад: О мастерстве и культуре учителя«Поразительно удачный педагогический эксперимент ваш имеет мировое значение ... » А.М.Горький. Учитель - профессия особая. Очень уж большие задачи стоят перед ним. Большая ответственность и большая любовь. Любовь, определяющая качество этой специальности: прежде всего любовь к детям - вряд ли без неё можно стать Учителем; всему хорошему в нас мы обязаны своим учителям. Жизнь шаг за шагом убеждает нас, как многое в любом деле упирается в кадры. Уж тем более мы ощущаем эту взаимосвязь в развитии школы, какими свойствами должен обладать учитель, способный научить ребят трудиться, создать нормальные условия для развития творческих начал деятельности учащихся, самостоятельности и инициативы учеников, привлечь родителей, развить самоуправление. Но это кажущаяся простота. Организация учебно-воспитательной работы в классе, школе позволяющая решать данные задачи в совокупности, процесс сложный, многословен; зависящий от целого ряда конкретных факторов, а главное от того, какой путь развития выбирается школой. Однако какой бы ни была ведущая идея развития школы, класс как часть образовательно-воспитательной системы, тесно связанная с другими её частями, подчиняется тем общим закономерностям, без знания которых трудно создать условия для её индивидуального развития. Особое внимание школа должна уделять учебно-воспитательному процессу. Скажем прямо: большинство наших неудач в школе - результат неумелого воспитания, а именно неумелой организации учебно-воспитательного процесса. Под воспитанием всё еще нередко понимают воспитательные мероприятия: собрания, походы, олимпиады, соревнования, вечера. Слов нет, велика роль воспитательных мероприятий, но нельзя выдавать средства за цель. Наша задача - воспитание личности, т.е. её гармоническое развитие и подготовка к выполнению определённых функций в демократическом обществе. Психологи утверждают, что расхождение между первым уровнем развития личности и вторым уровнем, обеспечивающим не только знания нравственных правил, но и применение их на практике, определяют зону ближайшего развития детей. Одно дело, когда ребенок под надзором и под влиянием взрослых делает что-то положительное и совсем другое - когда должен действовать самостоятельно под влиянием внутренних убеждений. Есть ли гарантия, что он будет поступать точно так же? Такой гарантии нет. Мы часто даем знания о нравственных нормах, но не вырабатываем внутреннего убеждения, порой просто не знаем, как это делается. Мы ограничиваемся сообщением ребенку нужных сведений (будь добрым, трудолюбивым, честным и т.д.), ограничиваемся системой требований, вынуждающих ребёнка выполнять наши задания и правила (не нарушай дисциплину, выполняй домашнее задание и т. д.), а наша задача - вырабатывать внутреннюю потребность придерживаться этих принципов. Это не стихийный процесс. Воспитание свободного, демократически мыслящего ученика невозможно без целенаправленной, гибкой, организационно чёткой системы педагогического воздействия с учетом потребностей коллектива и индивидуальности каждого ребёнка в отдельности. При всей важности личных врождённых способностей, домашнего воспитания, влияния среды, социальных факторов школа занимает особое место в системе воспитания детей, воздействия учителей на формирование личности ребёнка достаточно сильно. Начинающий учитель обязан главное внимание уделять учебно-воспитательной работе как целостному педагогическому процессу. В школах учебным процессом руководит заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Это должен быть человек с профессиональной подготовкой руководителя, имеется в виду уровень его педагогического мастерства, глубину знаний в области педагогики и психологии, личный опыт работы, способности к педагогическому анализу и умению организовать помощь учителю по совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Но личное мастерство руководителя само по себе не влияет на качество учебно-воспитательного процесса в школе. Главное - обеспечить успешную работу всего коллектива. Некоторые наивно полагают, что этого можно добиться усилением контроля, проверок, давлением. Высокий уровень учебно-воспитательного процесса в школе определяется педагогическим мастерством учителей. Заменить учителя не может никто. Существует точка зрения, что подлинным мастером - учителем может стать лишь талантливый человек с определенным предрасположением. Задача педагогического образования в том, чтобы научить мастерству. Хотелось бы напомнить, что по этому поводу писал Антон Семенович Макаренко: «Но разве мы можем положиться на случайное распределение талантов? Сколько у нас таких особенно талантливых воспитателей? И почему должен страдать ребёнок, который попал к неталантливому педагогу?. . Нужно говорить только о мастерстве, т. е. о действительном знании воспитательного процесса, о воспитательном умении ... Решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации». Какие качества ценят учащиеся в учителях? Какие черты кажутся наиболее привлекательными, а какие наоборот отталкивающими, неприятными? Разумеется, мнение учащихся может быть субъективным, но отношение к учителю во многом определяют и отношение к предмету, а этого нельзя не учитывать. Опрос учащихся показал, что большая часть мнений совпадает, хотя качества учителей называли сами опрашиваемые, и получилось некоторая закономерность: 1. За хорошее объяснение. Учитель много знает и интересно рассказывает. 2. За чуткий подход к ученикам, справедливость. 3. За работу после уроков, занятия в кружках, обществах, за походы, игры, вечера. 4. За правильную оценку ответов. 5. За умение владеть дисциплиной. 6. За личные качества: остроумие, аккуратность, хорошие манеры, такт, терпение. Многие из отвечающих приводили различные примеры, подтверждающие их точку зрения. Старшие ученики рассказывали о своих обидах, огорчениях, недоумениях. В их суждениях подмечено всё: искренность учителя, его забота или безразличие, манеры, опрятность, одежда, культура речи, знание материала, сообразительность, находчивость, юмор, ограниченность, подозрительность, недоверие, чванливость и т. д. Они прощают многое: ошибку, (вспышку благородного гнева), забывчивость, суровое наказание, человеческую слабость, но никогда не забывают злобы, мстительности, несправедливости, унижения человеческого достоинства, безразличия в детской судьбе, невежества и лицемерия. Именно эти качества совершенно противопоказаны личностью учителя и несовместимы с понятием педагогического мастерства: как бы хорошо учитель ни знал материал, как бы искусно не объяснял, если он лишен сердечности, терпения, любви к детям, мастером воспитателем он не станет. Мастерство учителя выражается прежде в умении так организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях, добиться нужного уровня воспитанности, развития и знания учащихся. Как часто где-то в отдаленной сельской школе ученики поражают нас своей осведомленностью, активностью, высоким уровнем знаний! Это результат умелой, самоотверженной работы преподавателей. В наше время авторитет среди учеников невозможно завоевать дисциплинарными методами и формальными уроками, не выходящими за рамки учебников. Привлекают больше всего глубокая эрудиция, идейная убежденность, начитанность, культура, многогранность. Настоящий учитель обладает постоянной как сказал Герцен: «Возбужденностью мыслей». Учитель всегда найдет нестандартный, оригинальный ответ на любой вопрос, сумеет по особому подойти к ученику, зажечь мысль, взволновать. Равнодушный учитель не может быть мастером, он не верит в своих учеников, видит в большинстве из них «тупых бездельников», которых можно чему-то научить только путем бесконечных повторений, упражнений и наказаний. Такие учителя, пытаясь всё упростить, схематизировать, разжевать, нередко сами становятся жертвами подобной системы: они опускаются, теряют вкус к науке, и кроме учебников и методических разработок ничего не читают. Один из признаков мастерства - владение современными методами обучения, умения эффективно проводить разнообразную воспитательную работу в процессе обучения, умение убеждать учащихся, вырабатывать у них диалектическое мировоззрение, современный литературный вкус, высокую нравственность, патриотизм, трудолюбие, самостоятельность. Обучение-воспитание единый процесс, взаимосвязанный и управляемый. Здесь нет приоритета. Только образованный человек может быть по настоящему воспитанным, хотя само по себе образование не гарантирует высокого уровня воспитанности, ибо воспитанность - это не только манеры, вежливость, главное - это убеждение, интеллигентность, трудолюбие, стремление к высоким, благородным целям. Выработка педагогического мастерства – процесс длительный и сложный, в нем участвуют не только руководители школ, но и весь коллектив. Если все же, несмотря на весь негатив, в нашей жизни встречаются настоящие учителя, значит, есть надежда на изменение к лучшему в будущем. А пока хочу процитировать поэта Р. Рождественского: «Учитель! Пред именем твоим позволь смиренно преклонить колени!».
Литература:
18 апреля 2016 в 08:04
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.