Найманова Альбина Дашицыреновна

Анализ работы педагога-психолога за 2014-2015 уч. год. в МОУ Алужинской СОШ

 Анализ работы педагога-психолога

 

Цель работы психолога является деятельность, направленная на сохранение психологического здоровья, создание условий для личностного развития и жизненного самоопределения учащихся.

Задачи:

- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

Работы ведутся по направлениям:

1.диагностика;

2.коррекция и развитие;

3.просвещение и профилактика;

4.консультирование

В рамках психолого-педагогического сопровождения школьников в процессе обучения проводились диагностические исследования в классах, с наиболее сложными периодами школьной жизни. В этом году мной использовались следующие методики:

- для обследования первоклассников на этапе адаптации в школьной среде «Диагностика готовности к школьному обучению и адаптация первоклассников»

- для изучения готовности школьников к переходу в среднее звено тест исследования мышления Амтхауэра, теста прогрессивныхматриц Равенна и личностного опросника Кеттела).

- для изучения уровня адаптации к школьной жизни (социометрия; тест школьной тревожности Филлипса, анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой).

- профориентационные (в которую входят такие методики как: ДДО, Карта интересов и др.)

В начале года была проведена «Диагностика готовности к школьному обучению и адаптация первоклассников», с целью оценки степени готовности школьника к обучению в школе, выявление его индивидуально

– психологических особенностей, личностного потенциала и адаптационные возможности. В исследование принимало все 3 первоклассника, и все трое девочки, результаты выявили:

Память:у 66% учащихся память развита очень хорошо. При задаче запомнить большой объем информации не должны возникать затруднения. Необходимо использовать этот ресурс при усвоении школьной программы – подавать новую информацию, выделяя и повторяя значимые моменты, озвучивая запомнить их. У 33% учащихся память развита нормально. Объем кратковременной памяти достаточен для успешного запоминания новой информации. Желательно при подаче нового материала окрашивать его эмоционально для стимуляции непроизвольного запоминания.

Мышление:у 66% учащихся оно развито очень хорошо. Они легко выделяют признаки объекта, ситуации. У них развита способность к классификации. Необходимо использовать этот ресурс при освоении школьной программы – применять когнитивные техники в обучении, позволять, ребенку самому делать обобщающие выводы на основе приведенных факторов.

Восприятие: у 66% учащихся уровень развития восприятия очень высокий. Легко выделяют значимые элементы фигуры. Нарушение целостности объекта быстро замечают. Необходимо опираться на этот ресурс при освоении школьной программы – пытаться отразить целостный образ новых объектов при подаче материла. У 33% - уровень ниже среднего, вероятны сложности в восприятии нового материала, освоении начертании алфавита и чтении письменной речи.

Произвольное внимание: у 33% - внимание развито на высоком уровне. Задачи, требующие высокой концентрации внимания и длительного его удержания не вызывают трудностей и выполняются с высокой успешностью. Необходимо использовать этот ресурс при освоении школьной программы – можно доверять задания, требующие длительной подготовки. Могут достаточно устойчиво удерживать внимание на задании. Хорошая концентрация позволяет выполнять задания с высокой успешностью.

Речь: у 33% уровень речевого развития средний для школьного возраста. Необходимо учитывать особенности речи при общении, желательно расширять словарный запас и богатство доступных им речевых форм. У 66% речь развита не очень хорошо. Структура речи излишне проста. Словарный запас не очень большой. При подаче нового материала необходимо использовать знакомую лексику, разъясняя непонятные слова и речевые структуры. При задании вопроса необходимо предоставить достаточное время на формулирование ответа.

У учащихся в целом на достаточном уровне сформированы познавательные процессы. Также при посещении уроков было отмечено, что у большинства сформированы предпосылки учебной деятельности: умение ориентироваться на заданную систему требований, умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Были выявлены учащиеся (Баинова Н.)имеющая низкий уровень школьной готовности, было проведено дополнительное психологическое обследование с целью выявления индивидуальных особенностей психических процессов. По результатам психологического обследования были разработаны коррекционно-развивающие программы и проведены индивидуальные занятия с детьми по развитию психических процессов, произвольной сферы.

В рамках психолого-педагогического сопровождения первоклассников, с целью создания условий для успешного обучения и психологического развития ребенка, проводилась работа поадаптации учащихся 1-х классов, которая осуществляется на основе программы Г.А.Цукерман, К.Н.Поливановой "Введение в школьную жизнь", наблюдения за поведением детей на уроках и во внеурочное время.

Работа по адаптации при переходе учащихся из начальной школы в среднюю, осуществлялась посредством следующих форм и методов:

-диагностика психологической готовности учащихся к переходу из начального звена в среднее и психологического климата в классных коллективах;

-проведение занятий по программе Е.Г.Коблик "Первый раз в пятый класс";

-проведение коррекционно-развивающих занятий;

Такой подход к организации адаптационного периода в школе позволяет выявить ряд трудностей у учащихся, связанных с изменением условий обучения и наметить пути их преодоления, а также выявить группу учащихся с недостаточным уровнемпсихологической готовности к обучению в среднем звене, разработать для них программу коррекционно-развивающих занятий,выработать рекомендации для педагогов.

В 4 классе проводилось исследование для изучения готовности школьников к переходу в среднее звено (тест исследование мышления Амтхауэра, тест прогрессивных матриц Равенна и личностного опросника Кеттела). 

Сводная ведомость сформированности УУД учащихся 4 класса

Фамилия Имя

учащегося

Познавательные

УУД

Личностные

УУД

Регулятивные

УУД

Коммуникативные

УУД

Александровская  критерий1.1.

Александровская  критерий1.4.

Интеллектуальный портрет

Словесно-логич. мышл. (Э. Ф. Замбацявичене)

Итог

Александровская критерий 2.1.

Александровская критерий  4.

Интеллектуальный портрет

Лусканова

Итог

Александровская критерии 1.2.

Александровская критерии 1.3.

Александровская критерии 2.2. 

Интеллектуальный портрет

Итог

Александровская критерии 2.3.

Александровская критерии 3.1.

Александровская критерии 3.2.

Социометрия

Итог

1

Баинов Матвей

2

3

4

76

85

4

4

4

16

28

2

2

4

4

12

4

4

4

4

16

2

Данилов Сергей

2

2

4

81

89

4

4

4

18

30

2

3

4

5

14

5

4

4

3

16

3

Евстафьев Юра

1

0

3

52

56

2

3

3

15

23

0

1

3

3

7

5

3

4

1

13

4

Зандынова Люда

1

0

2

50

53

4

2

3

16

25

0

1

4

3

8

4

3

3

1

11

5

Марков Андрей

1

1

3

62

67

3

3

3

20

29

1

1

3

3

8

2

3

2

0

7

6

Танхаев Игорь

3

3

5

84

95

4

2

5

22

33

3

2

4

4

13

5

4

3

5

17

7

Танхаев Никита

3

2

4

83

92

4

4

5

21

34

2

2

4

4

12

5

4

4

3

16

8

Хабадаева Диана

5

4

5

96

110

4

4

5

22

35

4

4

5

5

18

5

5

4

4

18

ВЫСОКИЙ уровень

СРЕДНИЙ уровень

НИЗКИЙ уровень

Количество исследованных составило 8 человек, из них 2девочки и 6 мальчиков. По результатам были сделаны выводы: учащиеся владеют навыками логических операций с понятиями и изучаемыми явлениями, систематизируют учебные знания и навыки, понимают смысл изучаемых понятий, т.е. владеют приемами понятийного мышления, способны к установлению причинно – следственных связей между изучаемыми учебными понятиями. Учащимся присуще начальный уровень логического мышления. Сохраняется удовлетворительная работоспособность в течение длительного времени, что отвечает требованиям данного периода. В дальнейшем предусмотрено наблюдение за адаптационным периодом в рамках следующего учебного года. Классный руководитель работает над слабыми детьми.

Также в рамках психолого-педагогического сопровождения учащихся в период адаптации к среднему звену, было проведено исследование в 5 классе, с целью изучения степени и особенностей приспособления школьников к новым социально – педагогическим условиям обучения. С использованием следующих методик: тест школьной тревожности Филипса; модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой; метод незаконченных предложений.

В роли исследуемых было 6 учащихся – из них 4 девочки и 2 мальчика, ранее обучающие в разных классах и в разных школах. В течение всего этого времени за школьниками велось наблюдение, как на уроках, так и внеурочное время, в ходе которого было замечено, что школьники с затруднением вписываются в школьную систему требований, норм и социальных отношений. Однако необходимо отметить, что в начале года показатели общей тревожности были чуть завышены. На уроках постоянно делаются замечания и поправки к поведению учащихся. Не сформированы такие умения и навыки, как:

- умение осознавать требования учителя и соответствовать им;

- умение принимать и соблюдать правила жизни школы;

- навыки общения и достойного поведения с одноклассниками.

Пятиклассникам были предложены вопросы из теста школьной тревожности Филлипса. Количественный анализ полученных результатов представлен в таблице 1.

Таблица 1.

Ф.И.

Показатели по видам (факторам) тревожности ( в %)

1

2

3

4

5

6

7

8

>50

>75

>50

>75

>50

>75

>50

>75

>50

>75

>50

>75

>50

>75

>50

>75

Андреева Ж.

+

+

Алагуева Н.

+

+

Евстафьева Н.

+

+

+

+

+

+

Расщюпкина Л.

+

+

+

Просвирин К

+

+

+

+

Количество превышений нормы

1

3

3

3

1

3

2

1

Суммарный показатель тревожности

6

5

8

6

4

7

3

4

Из таблицы 1. видно, самые высокие уровни тревожности, преобладают по следующим показателям:

1.общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

2.страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

3.страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей.

4.страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

Было проведено сравнение с показателямис 2011года и было выявлено, что преобладает повышенная тревожность у детей по одним и тем же факторам, с небольшим отклонением. Это какой раз подтверждает, что необходимо менять отношение взрослых к результатам учебной деятельности и поведению ребенка, т.к. страхи в какой-то степени провоцируются родителями и педагогами. Которые, в свою очередь, ориентируют детей на получение только хорошей оценки, требуют «правильного» поведения и награждают за результат, а не за сам процесс его достижения или просто попытку действовать. Как видно, в основном, наиболее «тревожными» детьми являются двоечники и отличники. «Середнячки» в плане успеваемости характеризуются большей эмоциональной устойчивостью по сравнению с теми, кто ориентирован на получение одних «пятерок» или не рассчитывает особенно на оценку выше «тройки». Тревожность в этих случаях часто порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Подобный конфликт, заставляя этих школьников постоянно добиваться успеха, одновременно мешает им правильно оценить его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности. Это ведет к гипертрофии потребности в достижении, к тому, что она приобретает насыщенный характер. Следствием всего являются перегрузка, перенапряжение, выражающееся в нарушении внимания, снижении работоспособности, повышенной утомляемости.

 По результатам второй методики (Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой), видно, что у школьников выражена достаточно хорошая школьная мотивация, что характеризует у многих наличие стремления выполнять предъявляемые школой требования, побуждает их проявлять активность.

При качественной обработке результатов анализируются выбор ребенка по каждому из 10 вопросов, но особенно, хотелось бы уделить внимание 5, 8, 9, 10. По отношению к классному руководителю почти все ответили, что им нравится их педагог. Также ответы учащихся на вопрос о домашних заданиях, позволяет судить о не загруженности детей. На вопросы об одноклассниках, большинство класса ответило, что «у меня много друзей в классе» -72%

При интерпретации результатов анкеты «незаконченных предложений» не было выявлено тревожных детей, но были отмечены «эмоционально неблагополучные» ответы, которые могут свидетельствовать о повышенной тревожности учащихся. Что еще раз подтверждает результат теста Филипса, который показал высокий уровень тревожности по показателям: страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Наиболее часто встречающие «неблагополучные» ответы: «на контрольной я волнуюсь», «когда я отвечаю у доски мне страшно», «если я получу двойку, я не пойду гулять» и др.

По результатам диагностик выявлено наличие тревожности у учащихся в данном классе, и поэтому проводилась развивающая работа по проблеме школьной тревожности с целью снижения тревожности у учащихся до уровня «мобилизующей» тревоги, соответствующего возрастной норме.  После завершения цикла была предложена повторная диагностика. Полученные результаты свидетельствуют о снижении школьной тревожности.

Анализ результатов диагностики адаптации учащихся к средней школе

Тест школьной тревожности Филлипса за период 2014-2015 (на начало и конец учебного года):

- Страх проверки знаний 78% -47%

- Общая тревожность 53%- 32%

- Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 57%- 37%

- Страх самовыражения 49%- 31%

9. Уровень тревожности среди 5 – 9 кл.  2014- 2015 уч. год. 

Анализ результатов свидетельствует об эффективности апробированной мной программы Е. Коблик «Первый раз в пятый класс, адаптация учащихся к средней школе».Результатом проведенной работы стало повышение групповой сплоченности. Стала наблюдаться позитивная динамика эмоционального развития учащихся, характеризующаяся возрастанием степени осознания чувств; гармонизации образа «Я» (позитивная самооценка); повышение уверенности в себе и своих возможностях.

Для дальнейшей работы с детьми, учителям были даны следующие рекомендации:

- формировать необходимые учебные умения и навыки у детей;

- воспитывать правильное отношение к результатам своей деятельности, умения правильно оценить их, опосредованно относится к собственным успехам, неудачам;

- формировать правильное отношение к результатам деятельности других детей;

- расширять и обогащать навыки общения с взрослыми и сверстниками, развивать адекватное отношение к оценкам и мнениям других людей.

Каждый год проводится профориентационная работа, используемый комплекс методик позволяет выявлять особенности учащихся (характер, уровень умственного развития, тип личности, склонность к той или иной профессии) В этом году использовался ( Мотивация обучения в ВУЗе, Карта интересов, ДДО и др.). По результатам диагностики проводились тренинговые занятия и консультации, которые позволяют учащимся глубже осознать проблему и перспективы профессионального выбора. Анализ методики Карта интересов представлена ниже в виде диаграммы.

Результаты диагностики «Матрица выбора профессии» 2014-2015 учебный год (9, 11 кл)

Какой вид деятельности привлекает?

кол-во выборов

Какой объект деятельности привлекает?

кол-во выборов

9кл.

11 кл

9кл

 

11 кл

Управление

0

3

Человек

1

1

Обслуживание

0

0

Информация

1

1

Образование

0

0

Финансы

3

0

Оздоровление

1

1

Техника

0

1

Творчество

1

1

Искусство

1

1

Производство

0

0

Животные

1

1

Конструирование

0

0

Растения

1

1

Исследование

0

2

Продукты питания

0

3

Защита

0

1

Изделия из разных материалов

0

0

Контроль

3

1

Природные ресурсы

0

1

Как видно из таблицы падает интерес к общественной работе, сфере обслуживания и наоборот растет к управлению, контролю, финансам и продуктам питания. Совершенно у учащихся отсутствует интерес к таким сферам деятельности как сельское хозяйство, лесное хозяйство, геология, педагогика, строительство, легкая промышленность и рабочие специальности. А если соотнести это с данными рынка труда, то рабочие специальности -являются наиболее востребованными.

Исходя из полученной информации в результате анкетирования был сделан вывод, что учащиеся 11 класса задумываются о выборе своей дальнейшей профессиональной деятельности, но не все из них сделали свой выбор. Что нельзя сказать об учащихся 9 класса. После проведения исследования в 9 классе я рассказала о результатах каждому индивидуально и провела небольшой опрос – беседу. В результате обратной связи со школьниками выяснилось, что не все согласились с результатами методик, которые, я им проинтерпретировала. В основном, они не соглашались со сферами профессиональной деятельности, в которых они могли бы себя реализовать. Проведенная работа в 9 классе никак не повлияла на самоопределение учащихся, это прозвучало и при индивидуальной беседе и после повторного анкетирования. Я считаю, что это происходит из-за низкого уровня притязаний школьников, т.к. учащиеся ни к чему особенно не стремятся, довольствуются тем, что само идет к ним в руки. И также с введением ЕГЭ по основным предметам требования к знаниям учащихся стали несколько выше, чем раньше, когда учащиеся сдавали экзамены в привычной форме, в своих школах, своим учителям.

Перед проведением пробного тестирования, итоговой аттестации учащихся проводилось психологическое сопровождение подготовки к сдаче ЕГЭ. Были даны рекомендации детям,родителям и педагогам по подготовке к ЕГЭ, проведены тренинговые упражнения психологической готовности к экзамену.

Сравнительный анализ диагностики процесса воспитания в школе за период 2014-15 г

 В результате чего было выявлено, что в нашей школе доминирующими ценностями являются: позитивное отношение к труду и к своему здоровью. Для школьников ценность здоровья является приоритетной. Они понимают, что такое здоровый образ жизни, сознательно культивируют его и связывают с ним свои дальнейшие жизненные успехи. Они способны противостоять попыткам вовлечь их в процесс употребления табака, алкоголя, наркотических веществ и постараются не допустить этого в отношении других. Что может быть использовано при профилактической работе ПАВ.

Ярко выраженного устойчиво – негативного отношения к какой – либо ценности не существует, но хотелось бы отметить тот факт, что невысокие показатели по таким параметрам: как отношение подростка к человеку как таковому; отношение к своему душевному Я; отношение к своему духовному Я. Сложились ситуативно – негативные оценки в отношении подростка к человеку как Иному. Подростки только на словах признают права других на культурные отличия, декларируют принципы равенства людей, но при этом испытывают личное неприятие отдельных социокультурных групп.

В дальнейшей работе педагогам необходимо уделять больше внимания самоопределению, самореализации учащихся. Развивать такие качества кактолерантность, ощущение личной свободы. Постоянно вести коррекцию самооценки школьников. Уделять наибольшее внимание развитию гуманистических ценностных отношений подростка к миру, к людям, к самому себе.

Но кроме данной методики в этом году была использована методика уровня воспитанности, с целью изучения уровня воспитанности обучающихся школы для совершенствования воспитательной системы, т.к. одним из критериев эффективности реализации воспитательной системы школы является уровень воспитанности школьников. В данной методике в качестве ориентира для характеристики воспитанности школьников, выбраны ряд интегральных отношений к таким важным ценностям как: любовь к Отечеству, правовая культура, бережливость, культура поведения, здоровый образ жизни, бережное отношение к природе, красивое в моей жизни, эрудиция, отношение к труду и обществу и т. д.

С целью профилактики приема психоактивных веществ, проводилась просветительская и профилактическая работа с учащимися. Тренинговые упражнения по вопросам профилактики ВИЧ – инфекции, тренинговые психологические занятия по формированию толерантного отношения к ВИЧ позитивным людям, что позволяет формировать установки на здоровый образ жизни у младших и старших школьников

Кроме этого постоянно изучается психологический климат в детских коллективах. По необходимости даются рекомендации классным руководителям и педагогам по коррекции работы с классом: стремиться поддерживать «отвергнутых», выделять их положительные стороны, вовлекать в микрогруппы с сильным лидером, исключать публичное обсуждение, если возможны негативные оценки и т.д. Проводится работа на сплочение класса с использованием различных психокоррекционных программ, а также внеклассная работа с учащимися со стороны классного руководителя.

18 апреля 2016 в 08:12

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.